Отключении облачных сервисов Microsoft
Microsoft предупредила российских корпоративных клиентов об отключении облачных сервисов с 20 марта из-за санкций Евросоюза. Этот запрет помешает российским заказчикам получать обновления программ для управления предприятием и промышленного дизайна. Санкции могут замедлить цифровизацию строительной отрасли и привести к повышению цен на российский софт, предупреждают юристы и участники рынка
«Письмо счастья»
Microsoft предупредила о предстоящем отключении российских юридических лиц от некоторых типов корпоративного софта в связи с санкциями Евросоюза. Соответствующее письмо Microsoft, полученное одним из ее партнеров 14 марта. В нем говорится, что санкции Евросоюза с 20 марта 2024 года запрещают Microsoft поставлять организациям, зарегистрированным в России, определенное ПО для управления или проектирования, включая облачные решения. В письме партнеру Microsoft сообщает о том, что, по ее данным, «на одну или несколько ваших подписок или связанных с ними служб, по-видимому, распространяются эти запреты». «После 20 марта 2024 года вы не сможете получить доступ к этим продуктам или службам Microsoft, а также к любым хранящимся в них данным», — говорится в документе.
Microsoft в своем письме также поясняет, что обязана соблюдать нормативные акты ЕС и торговые законы во всех юрисдикциях, где она осуществляет свою деятельность. И потому корпорация должна прекратить действие этих подписок в соответствии с правительственными предписаниями до 20 марта при отсутствии будущих указаний ЕС или разрешения регулирующих органов ЕС, которые бы изменили это определение.
Миграция идет давно
Большинство экспертов указывают, что тренд на переход на российские сервисы начался давно и многие российские компании уже реализовали такую миграцию.
"За последние два года большинство российских компаний в том или ином виде перешло на отечественные облака и платформы. Осталось не так много компаний, которые не локализовали свою инфраструктуру - это преимущественно представительства/"дочки" западных компаний, которые по тем или иным причинам остаются на данный момент в России", - обратил внимание директор технологической практики компании "ТеДо" ("Технологии доверия") Юрий Швыдченко.
По оценкам ГК InfoWatch, большинство крупных российских компаний уже перешли из облаков Microsoft и Amazon в отечественные сервисы, заверил технический директор ГК Андрей Бирюков. "Угроза отключения от иностранных сервисов возникла достаточно давно, и у компаний, которым необходимы услуги облачных провайдеров, было время оценить риски, провести тестирование и перейти на российские решения", - отметил он.
"Мы видим тенденцию роста спроса на IT-продукты, особенно это касается облачных решений - на протяжении последних лет этот сегмент рос в пределах 25% ежегодно", - сказал гендиректор компании "МойОфис" Павел Калякин.
По его словам, основными потребителями российского ПО сегодня по большей части являются государственные организации и владельцы объектов критической информационной инфраструктуры - они обязаны на 100% завершить переход на отечественное ПО до 2025 года. "Возможно, через год-полтора будет пройдена "критическая точка" повсеместного использования зарубежного ПО и отечественные решения будут внедрены в ключевые бизнес-процессы российских компаний", - надеется Калякин.
Директор компании Ideco Дмитрий Хомутов заявил, что массовая миграция на российские сервисы произошла еще в 2022 году, когда прирост в облачном сегменте в РФ составил 42% по сравнению с предыдущим годом и, по оценке экспертов, будет продолжать увеличиваться. Правда, по его словам, в 2024 году подобных резких переходов от отечественных предприятий пока не наблюдается.
Миграция или пиратство
Приостановка доступа к облачным продуктам Microsoft и Amazon может серьезно затронуть компании, которые не успели мигрировать на отечественные облачные решения, предупреждает руководитель отдела оперирования компании "EdgeЦентр" Павел Логинов. "Это может повлечь за собой проблемы с доступом к данным, приложениям, а также недоступностью критически важных для бизнеса сервисов. Некоторые компании могут столкнуться с проблемами в области безопасности данных и соблюдения нормативных требований", - предостерегает он.
Российским компаниям, которые до сих продолжали пользоваться западными облачными сервисами, нужно "незамедлительно" заняться переходом на отечественные аналоги, подчеркнула гендиректор компании "Аплана Диджитал" Елена Меньшенина. "Сам переход с одного сервиса на другой не происходит мгновенно - в зависимости от масштаба организации, это может занять от нескольких дней до нескольких недель", - пояснила она.
Старший системный архитектор ICL Services Наталия Ефимцева также указывает, что миграция на российские сервисы потребует времени, "но вполне реальна". "Здесь лучше не терять времени, так как спрос на услуги миграции будет высокий на всем рынке", - предупреждает она.
Директор технологической практики компании "ТеДо" Юрий Швыдченко уверен, что большинство российских заказчиков уже давно переключились на отечественных провайдеров или изначально использовали отечественные облачные платформы и "не будут ни в каком виде искать обходные пути, которые в большинстве случаев не являются целесообразными".
При этом некоторые эксперты настроены скептично, полагая, что ряд заказчиков, не желающих отказываться от привычных сервисов, продолжат ими пользоваться в обход ограничений правообладателей.
Не совсем заменимые
В то же время эксперты признают, что пока российские аналоги не сопоставимы по своим характеристикам с сервисами уходящих зарубежных компаний.
"Пока по уровню сервисов российские провайдеры не могут заменить уровень и возможности западных вендоров, но разрыв не катастрофический: отечественные облака стремительно нагоняют отставание в продуктовой линейке", - считает Швыдченко из "ТеДо".
"Конечно, зарубежные облака пока предоставляют больше сервисов, чем российские, поэтому полную замену тому или иному сервису не всегда получается найти. Лидеры российского рынка готовы предложить более 60 инфраструктурных (IaaS) и платформенных сервисов (PaaS), что делает миграцию максимально полноценной, а не компромиссной", - уверена старший системный архитектор ICL Services Наталия Ефимцева.
По оценке компании "МойОфис", несмотря на растущий интерес к отечественному софту, зарубежное ПО по-прежнему популярно среди многих клиентов, и сегодня на долю Microsoft в корпоративном сегменте приходится от 70% до 90% (в зависимости от сектора экономики). "Заместить иностранный софт российскими разработками мешают несколько причин, включая устоявшиеся привычки пользователей и пиратство, доля которого превышает 52% (по данным BCGroup)", - сказал гендиректор "МойОфис" Павел Калякин.